RSS

Энциклопедия пропаганды

05 Апр

     Классификаторы

Психолог Гордон Оллпорт писал, что сущность любого языка — классификация и распределение по категориям того «непрерывного гула информации», с которым мы ежесекундно сталкиваемся. Именно эта главная функция языка дает ему власть убеждать. Когда мы называем какой-нибудь объект, мы тем самым подчеркиваем какую-то его специфическую особенность, не обращая внимания на другие характеристики. То, как объект описывается (классифицируется), и манера, в которой представляется образ действия, направляют наши мысли и эмоциональные реакции в определенное русло. С помощью классификаторов, описывающих объекты или события, информация форматируется так, что получатель пропагандистского сообщения принимает навязываемое ему определение ситуации. Классификаторы, по сути, представляют собой слова-приправы для любого информационного сообщения. Во-первых, это слова и сочетания, полезные для описания собственной «позитивной и конструктивной позиции». Во-вторых, это «контрастирующие слова» для того, чтобы в негативном ключе охарактеризовать противника (см. Принцип контраста).

Преобладающие в российских СМИ классификаторы обычно отражают общее направление текущей политики властных структур, прежде всего информационной. Достаточно вспомнить, как в государственных (а в последние годы и в негосударственных) СМИ освещаются различные политические акции. Типичный вариант сообщения в новостях:
«участники акции»… (варианты: «люди преклонного возраста, лица без определенных занятий, среди которых есть преступные элементы, алкоголики и наркоманы; радикально настроенные молодые люди, исповедующие экстремистские взгляды…»;
«акция проводится на деньги»…
(варианты: Б. Березовского; криминальных структур; иностранных спецслужб; международных террористических центров…);
«целью акции являются»… (варианты: дестабилизация ситуации в стране; создание отрицательного имиджа нашего государства в мире;
препятствование работе органов власти…);
«государственные органы»… (варианты: предлагают решить вопрос цивилизованным способом; демонстрируют готовность к конструктивному диалогу; занимают позитивную и прагматичную позицию; не приемлют ультиматумов…);
«правоохранительные структуры»… (варианты: неукоснительно соблюдают требования закона; действуют адекватно ситуации; применяют соответствующие силы и средства;
мужественно противостоят деструктивным силам и антигосударственным элементам…);
«простые граждане»… (варианты: не поддерживают акцию; осуждают зачинщиков беспорядков;
проявляют понимание действий правоохранительных органов; одобряют действия главы государства во время кризисной ситуации…). Как правило, для усиления смыслового и эмоционального эффекта классификаторы сопровождаются соответствующим видеорядом.

Применение классификаторов в коммерческой рекламе рассматривать не будем, поскольку это очевидно (вспомните самостоятельно любой навязший на зубах рекламный слоган).

Комментарии

Цель — создание такого контекста, в котором мысли человека идут в нужном направлении. Сообщение о факте сопровождается интерпретацией комментатора, который предлагает читателю или зрителю несколько разумных вариантов объяснения. От ловкости комментатора зависит сделать необходимый вариант наиболее правдоподобным. Американский специалист О’Хара в книге «Средства информации для миллионов» пишет о дикторе: «Его сообщение может выглядеть объективным в том смысле, что оно не содержит одобрения или неодобрения, но его вокальное дополнение, интонация и многозначительные паузы, а также выражение лица часто имеют тот же эффект, что и редакторское мнение».

Для этого обычно используется несколько дополнительных приемов. Их активно используют все опытные комментаторы. Во-первых, включение в пропагандистские материалы так называемых «двусторонних сообщений», которые содержат аргументы за и против определенной позиции. «Двустороннее сообщения» как бы упреждают аргументы оппонента и при умелой их критике способствуют созданию определенного иммунитета против них.

Во-вторых, дозируются положительные и отрицательные элементы. Для того, чтобы положительная оценка выглядела более правдоподобной, к характеристике описываемой точки зрения нужно добавить немного критики, а эффективность осуждающей позиции увеличивается в случае присутствия элементов похвалы. Все используемые критические замечания, фактические данные, сравнительные материалы при этом подбираются таким образом, чтобы необходимое заключение было достаточно очевидным.

В-третьих, осуществляется подбор фактов усиления или ослабления высказываний. Выводы не входят в текст приведенных сообщений. Их должны сделать те, для кого предназначена информация.

В-четвертых, происходит оперирование сравнительными материалами для усиления важности, демонстрации тенденций и масштабности событий, явлений.

Необходимый эффект также можно получить путем структурирования подачи сообщений (см. «Ядовитый сэндвич»).

 
Оставить комментарий

Опубликовал на 05.04.2013 в Новости

 

Метки: , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
ВОИНР Челябинской области

Всесоюзное объединение граждан СССР

Граждане СССР

Всесоюзное объединение избирателей

ВОИНР Краснодон

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России (СССР) г. Краснодон

ВОИНР (СССР) г.Салаир

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Салаир

ВОИНР (СССР) г.ТОПКИ

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Топки

ВОИНР (СССР) г.Кемерово

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Кемерово

ВОИНР (СССР) г.Мыски

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Мыски

ВОИНР (СССР) г.Новокузнецк

Всесоюзное Объединение Избирателей народов России граждан СССР

ВОИНР (СССР) г.Осинники

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Осинники

ВОИНР (СССР) г.Полысаево

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Полысаево

ВОИНР (СССР) г. Прокопьевск

Всесоюзное Объединение Избирателей России (СССР) г. Прокопьевск

ВОИНР (СССР) г.Калтан

Всесоюзное Объединение Избирателей России граждан СССР г. Калтан

ВОИНР (СССР) г.Киселёвск

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Киселёвска

ВОИНР (СССР) г.Тайга

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Тайга

ВОИНР (СССР) Мариинск

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР города Мариинска

ВОИНР (СССР) г. Таштагол

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР города Таштагол

ВОИНР (СССР) г. Юрга

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Юрга

ВОИНР (СССР) г.Белово

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Белово

ВОИНР (СССР) г.Берёзовский

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Берёзовский

ВОИНР (СССР) г.Гурьевск

Всесоюзное Объединение Избирателей России граждан СССР г. Гурьевск

ВОИНР Тыва

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России (СССР)

ВОИНР УССР Донецк Будённовский район

Всесоюзное объединение избирателей-граждан СССР

ВОИНР СССР Донецкой области

Всесоюзное объединение избирателей Донецкая область

ВОИНР Луганской

Всесоюзное объединение избирателей СССР

ВОИНР Москва Россия

Всесоюзное объединение избирателей СССР

%d такие блоггеры, как: