RSS

Энциклопедия пропаганды

05 Апр

Создание проблемы
Нельзя сказать, что пропаганда позволяет убедить большинство людей в чем угодно. Часто она не может диктовать людям то, как надо думать. Однако массированные пропагандистские кампании в СМИ вполне способны диктовать нам то, о чем следует думать, навязать аудитории «правильную» повестку дня для обсуждения. Создание проблемы — это целенаправленный отбор информации и придание высокой значимости тем или иным событиям. Ведь событие и его освещение в СМИ —  совсем не одно и то же. СМИ могут «не заметить» какое-то событие или наоборот, придать ему исключительную важность, независимо от его действительной  значимости для общества.

В 1980-х годах политические психологи Дональд Киндер и Шанто Айенгар (Kinder, D, & lyengar, S.) провели блестящий эксперимент. Они меняли содержание программы вечерних новостей, которую смотрели участники исследования. В ходе своих научных изысканий Киндер и Айенгар монтировали вечерние новости таким образом, чтобы испытуемые получали постоянную дозу новостей по определенной проблеме, стоящей пepeд США. Например, был проведен эксперимент, в котором одни испытуемые узнавали о слабостях американской обороны; вторая группа смотрела программу, в которой особое внимание уделялось проблемам загрязнения окружающей среды; третья группа регулярно слушала сообщения об инфляции и экономических вопросах. После недели просмотра специально отредактированных программ большинство испытуемых выходили из эксперимента  убежденными в том, что проблему-мишень, получившую обширное освещение в просмотренных ими программах, для страны очень важно разрешить в первую очередь. Больше того, оценивая деятельность действующего президента США, участники экспериментов исходили из того, как он справляется с проблемой-мишенью. Новое восприятие влияло и на политические пристрастия — более позитивно оценивались те кандидаты, которые занимали сильные позиции именно по данному вопросу. 
Был сделан еще один вывод: информационная активность относительно того или иного объекта позволяет занять ему неэквивалентное его реальному статусу положение. Дозированная подача информации может либо завысить, либо занизить его статус. В результате «моська» в реальной жизни может стать «слоном» в информационном пространстве, и наоборот, «слон» в реальности может стать «моськой» в информационном пространстве. В последнем случае молчание или минимальное продуцирование информации будет способствовать укреплению представления о данном объекте, как о чем-то малозначительном, не стоящим внимания широкой аудитории. Примером может служить освещение в российских СМИ деятельности компартии. Являясь по сравнению с другими партиями сильным компонентом политического поля, она не получает адекватного отражения в СМИ. Другим вариантом неэквивалентного отражения является сознательное искажение события при сообщении о нем в СМИ. Например, как правило, коммунистические митинги всегда демонстрируются на телеэкранах с акцентом на очень пожилых участниках, с портретом Сталина или Ленина. Когда на какой-то митинг привели козу, то все внимание операторов было устремлено на нее. Подобный показ делает системными некоторые случайные характеристики события, благодаря чему он получает неадекватный образ.
Исследователи проблем массовой коммуникации постоянно обнаруживают связь между освещаемыми в СМИ вопросами и тем, что зрители рассматривают как наиболее важные социальные проблемы. Наиболее актуальными люди считают именно те проблемы, которые подробнее всего освещаются в средствах массовой коммуникации. Создавая тематическое доминирование в информационном пространстве, нам тем самым навязывают определенную картину мира, направляют наши мнения по таким проблемам, как действия властей,  преступность, терроризм, социальное неравенство, безработица и т.д. Сергей Кара-Мурза пишет: «Во всяком случае, опасность стать жертвой терроризма на три порядка (в тысячу раз) меньше, чем вероятность стать жертвой катастрофы за рулем автомобиля. Из 15 миллионов водителей в России ежегодно гибнет порядка 1 на тысячу. (О числе умерших от СПИДа или от банального пьянства скромно умолчим. Как и о том, сколько женщин и детей ежегодно становятся жертвами бытового насилия в семьях — прим. ред.). От терактов в России гибнет порядка 1 на миллион. Но мы ведь не боимся ездить на машине. Почему же мы не боимся ездить на машине, но боимся террористов? Прежде всего потому, что сильные мира сего не заинтересованы в том, чтобы мы боялись автомобиля. Поэтому телевидение и не показывает нам с утра до ночи изуродованные трупы жертв автокатастроф. Если бы показывало с той же интенсивностью, как и дело рук террористов — то мы боялись бы автомобиля панически!». 
Хотя в реальности это явление сегодня имеет не больший политический вес, чем в 1970-е или 1980-е гг., тенденциозная информационная политика привела к тому, что в последнее время едва ли не большинство россиян самой большой опасностью для страны считают раздутую иллюзию «угрозы международного терроризма», а не реальные социальные проблемы: падение рождаемости, безработицу,  повальное пьянство целых регионов, пандемии наркомании и СПИДа,  все возрастающее социальное неравенство и рост радикальных настроений в обществе. (Информация к размышлению: демографы установили, что при нынешних темпах распространения наркомании и СПИДа  валовый национальный продукт России в ближайшие 5-7 лет может сократиться на 20% по сравнению с нынешним — за счет убыли трудоспособного населения. Сильнее по стране ударить может, разве что, ядерная война. А теперь подсчитайте, сколько времени российские СМИ уделяют этим проблемам, а сколько рассказывают нам о Саддаме Хусейне и «международных террористических центрах».)
Джеффри Пфейффер считает, что сегодня одним из наиболее важных источников власти является способность назначать повестку дня, определяя, какие проблемы будут обсуждаться, какая информация будет широко распространяться, а какая — замалчиваться. Например, политику «закручивания гаек» легко навязать обществу, связывая ее с ежедневно передаваемыми в прайм-тайм сообщениями об убийствах и грабежах. После регулярного и подробного освещения террористических актов можно заявить, что «террористическая война» объявлена всем нам, всей России. Мол, нация должна объединиться вокруг «спасителя отечества»…
В настоящее время информация превратилась в инструмент власти, а последние достижения в области технологий пропаганды делают ее ключевым элементом  социального господства. Именно поэтому информация сегодня поступает к потребителю в препарированном виде. Искусственно создавая «актуальные проблемы», средства массовой информации навязывают определенные правила прочтения социальных отношений, выгодные власть имущим. Неосведомленность граждан позволяет  оказывать через СМИ скрытое регламентирующее влияние на интеллект, эмоции, волю людей.

 
Оставить комментарий

Опубликовал на 05.04.2013 в Новости

 

Метки: , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
ВОИНР Челябинской области

Всесоюзное объединение граждан СССР

Граждане СССР

Всесоюзное объединение избирателей

ВОИНР Краснодон

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России (СССР) г. Краснодон

ВОИНР (СССР) г.Салаир

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Салаир

ВОИНР (СССР) г.ТОПКИ

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Топки

ВОИНР (СССР) г.Кемерово

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Кемерово

ВОИНР (СССР) г.Мыски

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Мыски

ВОИНР (СССР) г.Новокузнецк

Всесоюзное Объединение Избирателей народов России граждан СССР

ВОИНР (СССР) г.Осинники

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Осинники

ВОИНР (СССР) г.Полысаево

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Полысаево

ВОИНР (СССР) г. Прокопьевск

Всесоюзное Объединение Избирателей России (СССР) г. Прокопьевск

ВОИНР (СССР) г.Калтан

Всесоюзное Объединение Избирателей России граждан СССР г. Калтан

ВОИНР (СССР) г.Киселёвск

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Киселёвска

ВОИНР (СССР) г.Тайга

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Тайга

ВОИНР (СССР) Мариинск

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР города Мариинска

ВОИНР (СССР) г. Таштагол

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР города Таштагол

ВОИНР (СССР) г. Юрга

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Юрга

ВОИНР (СССР) г.Белово

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Белово

ВОИНР (СССР) г.Берёзовский

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Берёзовский

ВОИНР (СССР) г.Гурьевск

Всесоюзное Объединение Избирателей России граждан СССР г. Гурьевск

ВОИНР Тыва

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России (СССР)

ВОИНР УССР Донецк Будённовский район

Всесоюзное объединение избирателей-граждан СССР

ВОИНР СССР Донецкой области

Всесоюзное объединение избирателей Донецкая область

ВОИНР Луганской

Всесоюзное объединение избирателей СССР

ВОИНР Москва Россия

Всесоюзное объединение избирателей СССР

%d такие блоггеры, как: