RSS

Энциклопедия пропаганды

05 Апр

«Переориентирование агрессии — это самый простой и самый надежный способ обезвредить ее. Она довольствуется эрзац-объектами легче, чем большинство других инстинктов, и находит в них полное удовлетворение» (Конрад Лоренц, «Агрессия»)

Еще это — эффективное средство аккумулировать негативную энергию общественного недовольства и переключать ее на «безопасные» или выгодные цели. В социальной психологии метаморфозы подобного рода нередко обозначаются как «поиск козла отпущения». 

«Сегодня пугало врага все еще является очень сильным средством демагогов для создания единства и воодушевляющего чувства принадлежности», — читаем все там же, у Конрада Лоренца.  

«Patriotism versus terrorism» (Патриотизм против терроризма) — самый популярный пропагандистский лозунг в США после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Страх терроризма, психологический шок после терактов и последовавший за ним взрыв патриотических чувств американцев (психологический эффект компенсации), были активно использованы для внедрения в массовое сознание «образа врага». При этом объектами практического «приложения» патриотизма стали не только непосредственные виновники терактов, но и все неудобные для Соединенных Штатов политические режимы. Нынешние «антитеррористические операции» нередко направляются против региональных  движений, которые выступают против засилья транснациональных корпораций или отвергают принцип мировой гегемонии США. Так что, если вы, не дай Бог, отвергаете диктат «страны равных возможностей» на мировой арене, у вас сегодня есть все шансы быть «назначенным» в террористы… 

При этом людей постоянно загоняют в зауженное восприятие. Предлагается простые ярлыки и бесхитростные формулы. Например, достаточно произнести заклинание — «борьба с терроризмом» — и уже ничего не нужно анализировать, объяснять народу.  Все становится понятным «само собой». Совершенно бессмысленное словосочетание «международный терроризм» сегодня стало универсальным аргументом, своеобразной индульгенцией, с помощью которой «благословляются» любые политические разборки. Кто контроль над  нефтяными месторождениями устанавливает, кто утихомиривает мятежные провинции, кто под шумок разделывается со своими политическими противниками… Разумеется, все под лозунгом «борьбы с международным терроризмом».

Создание угрозы очень часто практикуется во время избирательных кампаний. Это — краеугольный камень современных политтехнологий. Социологические исследования показывают, что самая многочисленная часть электората никого из кандидатов не считает подходящим на высокий государственный пост. А поскольку выбирать обычно приходится между плохим и очень плохим, при необходимости выбирать из двух малоприемлемых люди склонны выбирать меньшее зло. Отсюда вывод: оппонента нужно выбирать заведомо хуже и «страшнее» себя. Здесь главное —  доказать избирателям, что в случае прихода к власти вашего соперника жизнь обязательно ухудшится, в случае же вашей победы — как минимум останется прежней. Поэтому, как писал один немецкий политик — выбор врага, это слишком ответственная процедура, чтобы доверять ее воле случая…. Как всегда, наилучшие возможности для этого имеются у государственных структур. Контролируя госаппарат и СМИ, кандидат «от власти» имеет большие возможности манипулирования электоратом. Они не только делают его фаворитом, но и позволяют выбирать себе наиболее удобного соперника. 

Так, на постсоветских просторах принято пугать народ угрозой «коммунистического реванша». Аккурат пepeд выборами мотивация «плохих коммунистов» подкидывается проправительственными СМИ в материалах, показывающих отрицательные стороны коммунистического прошлого. Накануне голосования по телевидению демонстрируются  фильмы о сталинских репрессиях и т.д. В общем, давно холодный коммунистический труп вовсю потчуют электрическими разрядами (подобно обезглавленной лягушке в школьном кабинете анатомии), чтобы он начал дергаться и выглядел как живой. В то же время прилагаются все усилия, чтобы нейтрализовать настоящих соперников, а слепленное пугало выставить в качестве самого реального оппонента. Если выборы имеют несколько этапов, это достигается путем вывода в решающий тур кандидата от власти и заведомо «непроходного» представителя псевдооппозиции.

В то же время говорится о том, что «наш кандидат» (обычно это действующий глава государства) — наиболее подходящая альтернатива «вечно вчерашним» и у него есть положительный президентский опыт. Посредством новостей и публицистических программ его показывают как опытного хозяйственника, заботливого Президента, который уделяет внимание многим сферам общественной жизни. В общем, «Альтернативы нет!» 

В Западной Европе для этих целей эффективно используется страх населения пepeд ультраправыми. Самый свежий пример — президентские выборы 2002 года во Франции, когда этот страх целенаправленно внушался с помощью масс-медиа. Политическими кругами, близкими к президенту Шираку, была развернута грандиозная кампания по подрыву влияния социалистов (реальных соперников на выборах) и выводу во второй тур голосования Ж.М. Ле-Пена — представителя ультраправых. Одновременно проводилось массовое запугивание французов угрозой наступающего нацизма.  В то же время тот факт, что в первом туре 11% голосов (всего лишь чуть меньше, чем ультраправые и социалисты) получили троцкисты, т.е. ультралевые экстремисты, вообще не освещался в СМИ. Как и то, что после успеха Ле-Пена ультралевые устроили грандиозные погромы на улицах, приведшие к многочисленным жертвам. То есть проблема реально существующего экстремизма вообще не получала должного анализа. Это свидетельствует о целенаправленном характере проводившейся операции. Результат: во втором туре Жак Ширак одержал убедительную победу.  По меткому выражению лидера социалистов, французы были вынуждены «с прищепкой на носу» проголосовать за Ширака. В итоге у руля Франции стал человек, которого четверо из пяти французов не хотели видеть своим президентом. Пропагандистская технология «создания угрозы» обладает колоссальной эффективностью.

Прием создания угрозы широко используется и коммерческой рекламой. Сегодняшняя реклама очень успешно эксплуатирует наши страхи и психологические комплексы, которые сама же и создает: «Обязательно пользуйтесь суперэффективной зубной пастой ***, а не то ваши зубы съест кариес…»

 
Оставить комментарий

Опубликовал на 05.04.2013 в Новости

 

Метки: , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
ВОИНР Челябинской области

Всесоюзное объединение граждан СССР

Граждане СССР

Всесоюзное объединение избирателей

ВОИНР Краснодон

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России (СССР) г. Краснодон

ВОИНР (СССР) г.Салаир

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Салаир

ВОИНР (СССР) г.ТОПКИ

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Топки

ВОИНР (СССР) г.Кемерово

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Кемерово

ВОИНР (СССР) г.Мыски

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Мыски

ВОИНР (СССР) г.Новокузнецк

Всесоюзное Объединение Избирателей народов России граждан СССР

ВОИНР (СССР) г.Осинники

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Осинники

ВОИНР (СССР) г.Полысаево

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Полысаево

ВОИНР (СССР) г. Прокопьевск

Всесоюзное Объединение Избирателей России (СССР) г. Прокопьевск

ВОИНР (СССР) г.Калтан

Всесоюзное Объединение Избирателей России граждан СССР г. Калтан

ВОИНР (СССР) г.Киселёвск

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г. Киселёвска

ВОИНР (СССР) г.Тайга

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Тайга

ВОИНР (СССР) Мариинск

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР города Мариинска

ВОИНР (СССР) г. Таштагол

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР города Таштагол

ВОИНР (СССР) г. Юрга

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Юрга

ВОИНР (СССР) г.Белово

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Белово

ВОИНР (СССР) г.Берёзовский

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России граждан СССР г.Берёзовский

ВОИНР (СССР) г.Гурьевск

Всесоюзное Объединение Избирателей России граждан СССР г. Гурьевск

ВОИНР Тыва

Всесоюзное Объединение Избирателей Народов России (СССР)

ВОИНР УССР Донецк Будённовский район

Всесоюзное объединение избирателей-граждан СССР

ВОИНР СССР Донецкой области

Всесоюзное объединение избирателей Донецкая область

ВОИНР Луганской

Всесоюзное объединение избирателей СССР

ВОИНР Москва Россия

Всесоюзное объединение избирателей СССР

%d такие блоггеры, как: